171983, Тверская область, г. Бежецк, ул. Строительная, дом 11
Версия для слабовидящих
8 (48231) 5-85-45
Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для 
несовершеннолетних» Бежецкого района
Главная » Советы психолога » Самоповреждающее поведение у подростков. Причины и способы реагирования

Самоповреждающее поведение у подростков. Причины и способы реагирования

16.03.2017 г. в ГБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бежецкого района состоялся методический совет специалистов. Кандидат психологических наук, педагог – психолог Центра Макеева Наталья Юрьевна выступила перед воспитателями и специалистами учреждения с актуальной темой.

САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ. ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ

Что такое самоповреждающее поведение?

«Несуицидальное самоповреждающее поведение - намеренное нанесение себе телесного вреда, имеющего малую вероятность летального исхода, социально не приемлемое по своему характеру и производимое с целью уменьшить или справиться с психологическим дистрессом.»

Т.е. самоповреждение носит не случайный, а намеренный характер.

Более простыми словами - самоповреждающее поведение (оно же самоагрессия) – действия, в результате которых человек наносит себе физический вред. Наиболее распространенные виды самоповреждающего поведения у подростков:

• Порезы (рук, ног, живота, больше характерно для девочек)

• Царапины

• Прижигание кожи (сигаретами, спичкой, зажигалкой)

• Удары и щипки

• Навязчивое прокалывание кожи

• Битье головой

• Кусание рук

• Выдергивание у себя волос

• Расцарапывание глаз

• Удары по лицу или по голове

• Намеренные действия, препятствующие заживлению раны

Распространенность самоповреждающего поведения:

Такое поведение характерно для подростков и молодых людей в возрасте 10-24 лет: из них девочки – 60%, мальчики – 40% .

Признаки самоповреждающего поведения:

- множественные шрамы

- свежие порезы, сильные царапины, синяки и другие раны

- всегда имеет при себе или рядом острые, режущие предметы (некоторые расковыривают точилки, достают оттуда лезвие и используют его)

- носит одежду с длинными рукавами или полностью закрывающую ноги, даже в жару (но не обязательно, могут не скрывать)

- часто запирается в комнате / в ванной комнате в одиночестве (многие делают это перед сном)

- признаки тяжелого эмоционального расстройства, напряжения, частые сообщения о чувстве безнадежности, беспомощности, одиночестве, собственной малоценности (не всегда, но довольно часто)

Часто повреждают руки, ноги, реже торс. Многие подростки заявляют, что это следствие неспособности справиться с психологическим напряжением, эмоциональной болью. Выявляются трудности в распознавании, понимании, контроле, выражении эмоций.

Причины самоповреждающего поведения

Подобное поведение, как правило, бывает вызвано целым комплексом причин. Чаще всего за фасадом такого поведения стоят попытки совладать с эмоциональным дискомфортом, напряжением.

- чтобы справиться с утратой, травмой, насилием или другими сложными ситуациями

- чтобы «наказать» себя («месть телу»)

- чтобы превратить душевную боль в физическую боль (в том числе разрядка агрессии)

- чтобы справиться с тревогой или депрессией

- чтобы почувствовать свое тело при деперсонализации

То есть, в данном случае, самопорезы, не направлены на то, чтобы уйти из жизни, а направлены на решение внутриличностных или межличностных проблем.

Мы можем говорить о самоповреждающем поведении только в том случае, если это принимает системный характер, т.е. не один раз, а уже несколько раз подобное случалось, многократно. Один раз – это скорее эксперимент.

Факторы риска самоповреждающего поведения:

- подростковый возраст (это гормональная и физиологическая перестройка организма, тело растет непропорционально в этот период, они сравнивают свое тело со стандартами, что и вызывает внутренние переживания у подростков).

- чувство безнадежности, одиночества, беспомощности (депрессивное состояние)

- эмоциональная нестабильность (то, что характерно для подростков – либо все плохо, либо все хорошо, то я плохой, то я самый лучший, часто приводит к эмоциональным разрядкам и импульсивным разрядкам у подростков).

- низкая самооценка, негативные представления о себе. Действительно, подростки с самопорезами чаще всего имеют низкую самооценку ( ребенок ни видит в себе ничего ценного, считает себя ни на что не способным, глупым, некрасивым, не интересным, или условия, при которых он может быть доволен собой невыполнимы (ситуации завышенных ожиданий со стороны родителей, школы, сверстников).

- конфликты и кризисы в семье

- конфликты со сверстниками

- импульсивность, сниженный контроль

- сверстники, друзья, которые себя режут

- насилие, пренебрежение и другие детские травмы

- буллинг (травля)

- психические расстройства: пограничное расстройство личности, депрессия, ПТСР, тревожные расстройства.

- нет теплых доверительных отношений с ведущим родителем (нет ни одного случая серьезных порезов, когда ребенок рос в поддерживающей, теплой атмосфере)

- смерть родителя, потеря родителя в результате развода

- в семье кто-то из членов семьи использует самоповреждение в качестве манипулирования и подросток видит и усваивает такой способ поведения

Чаще всего это сочетание нескольких факторов. Например ребенок, не очень хорошо к себе относится, не нравится себе, плюс начались сложности в отношении со сверстниками (первая любовь, предательство со стороны подруг), чувствует себя одиноким, плюс он не знает как быть со всеми своими эмоциями, сдерживает все в себе, не обращается за помощью и натыкается на реальных или виртуальных ребят, которые рассказывают ему как можно со всем этим обойтись.

Как правильно реагировать на самоповреждающее поведение?

Не надо впадать в панику и гиперконтроль (это нарушает эмоциональные связи, ребенок начинает еще больше защищаться, закрываться).

На все случаи самоповреждающего поведения нужно реагировать как можно быстрее, и немедленно начинать работу над ним. Даже если функцией поведения является привлечение внимания.

• Старайтесь реагировать на самоповреждающее поведение максимально спокойно. Не давайте комментариев, сохраняйте невозмутимое выражение лица. Ваша эмоциональная реакция может нечаянно усилить нежелательное поведение. Говорите спокойно, четко, не повышая голоса.

• Помогите справиться с физическим дискомфортом (например, дайте обезболивающее).

• Быстро переключите человека на другое занятие, которое не позволит продолжать причинять себе боль (например, что-то, что нужно делать двумя руками), предоставьте поощрение и похвалите.

• Снизьте требования, если дело в них. Если ваш подопечный не может справиться с заданием (оно оказалось слишком трудным, или он не в состоянии это сделать в данный момент), снизьте требования, или вовсе от них откажитесь. Вы вернетесь к работе позже, когда он успокоится.

• Если вашему подопечному трудно самостоятельно прекратить наносить себе повреждения, вы можете мягко ему помочь, например, удержать его руки от ударов по голове. Постарайтесь сразу же переключить его на другое занятие, но будьте готовы вновь удержать от попыток причинить себе вред. Этот подход следует применять с максимальной осторожностью, т.к. велика вероятность, что вы усилите нежелательное поведение, или заставите человека направить свою агрессию на окружающих.

Почему на эту проблему стоит обращать внимание?

Потому что за самоповреждающим поведением стоят какие-то серьезные подростковые сложности, которые влияют на подростка.

ГлавнаяКонтактыУслугиНаписать директоруФотогалереяСоветы психологаВолонтерам
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *