171983, Тверская область, г. Бежецк, ул. Строительная, дом 11
Версия для слабовидящих
8 (48231) 5-85-45
Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для 
несовершеннолетних» Бежецкого района
Главная » Советы психолога » 15 декабря 2017 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы практической психологии»

15 декабря 2017 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы практической психологии»

15 декабря 2017 года на базе Тверского институту (филиала) Московского гуманитарно-экономического университета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы практической психологии». Специалисты нашего центра поделились опытом работы с детьми, пережившими жестокое обращение. Ниже представлена статья, опубликованная в сборнике «Актуальные проблемы практической психологии» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тверь, 15 декабря 2017г. / под ред. Т.А. Попковой, А.В. Антоновского. – Тверь: ООО «СФК-офис», 2017. – с. 127-131.

Морозова Нина Николаевна,

специалист по социальной работе ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бежецкого района,

Макеева Наталья Юрьевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ, педагог-психолог ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бежецкого района

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

В современное время, как это ни парадоксально, воспитательный потенциал семьи резко снижен, семейные ценности и забота о благополучном развитии детей уходит на второй план. А все потому, что население (особенно в малых городах и сельской местности) сконцентрировано на материальном аспекте жизни, на элементарном физическом выживании, пренебрегая потребностям детей. Как результат, родители, переживая проблемы низкого дохода и прибывая в трудной жизненной ситуации, часто «срываются» на своих детях, применяя по отношению к ним вербальную агрессию, а иногда и физическую силу.

Стабильно высоким остается процент неблагополучных, асоциальных семей, где жестокое обращение к детям является уже нормой. Ребенок, по отношению к которому применяется длительное жестокое обращение страдает морально и физически. К тому же, это откладывает мощнейший негативный отпечаток на его жизнь, запечатлевает в его памяти жестокие методы воспитания, которые он уже будет реализовывать в своей семье по отношению к своим детям. Из этого вытекает важный вывод: в основе жесткого обращения к детям лежит механизм передачи семейного сценария из поколения в поколение и для решения этой проблемы необходим комплексный подход в работе социальных служб.

В работе с детьми, пережившими жестокое обращение, в ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бежецкого района (далее – Центр) задействованы: социальные педагоги, специалист по социальной работе, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, воспитатели. Именно такой системный подход хорошо зарекомендовал себя в устранении последствий жестокого обращения с детьми, а также профилактике рецидивов.

По опыту работы учреждения можно отметить, что чаще всего в наш Центр поступают дети и подростки, пережившие такие виды жесткого обращения, как психологическое насилие и пренебрежение воспитанием. В частности, психологическое насилие, которое приходится переживать нашим воспитанникам проявляется прежде всего в том, что родители:

- игнорируют их потребности, поддержку, одобрение, общение;

- проявляют по отношению к ним угрозы, оскорбления, ненормативную лексику, иногда и физическое наказание.

После поступления в Центр ребенка, пережившего жестокое обращение, на основе комплексной диагностики определяется система мер и направлений социально-психолого-педагогической работы с ребенком, его семьей и ближайшим окружением. В своей работе мы выделяем 2 основных направления: социально-педагогическое и социально-психологическое.

Социально-педагогическое направление. При таком виде жестокого обращения с детьми как пренебрежение воспитанием мы имеем дело с запущенными с педагогической точки зрения детьми. Работа социальных педагогов направлена на то, чтобы помочь таким детям не только в кратчайшие сроки ликвидировать отставание в развитии, но и помочь через досуговую деятельность, творческие, театрализованные и двигательные занятия оздоровиться, раскрыться и социализироваться. В практике работы с детьми успешно применяются занятия по программе «Краскотерапия» - нетрадиционная техника рисования (рисование ладошкой) и ритмопластика.

Занятия по ритмопластике ориентированы на детей дошкольного возраста. На занятиях мы учим детей владеть своим телом через развитие чувства ритма, пластичности, координации движений. Под музыкальное сопровождение дети раскрепощаются, совершенствуют свои двигательные навыки, а главное - освобождаются от накопленных негативных эмоций.

Занятия по технике рисования ладошкой с удовольствием воспринимаются всеми детьми Центра. Техника рисования проста – ребенок обводит ладошку, дорисовывает детали рисунка и раскрашивает рисунок при помощи красок. Рисование ладошками похоже на веселую игру, но с психолого-педагогической точки зрения цель таких занятий – развитие моторики, тактильных ощущений, воображения, эмоций, речевой деятельности – то есть развивается то, чего дети не получили, проживая в семье.

В практике работы нашего Центра, к сожалению, немало детей, в отношении которых пренебрегали воспитанием. Благодаря систематическим занятием по ритмопластике и краскотерапии (рисованием ладошкой) такие дети успешно ликвидировали отставание в двигательном и речевом развитии.

Социально-психологическое направление. Снять психологическое напряжение, тревогу, формировать адекватную самооценку, стимулировать самопознание и саморазвитие позволяют такие эффективные методы психологической работы как арт-терапия, сказкотерапия, мандалотерапия, релаксация, метафорические карты. Основная цель таких занятий – стабилизировать нервно-психическое состояние ребенка.

Так, с детьми дошкольного возраста проводятся занятия по арт-терапии и сказкотерапии. У детей этого возраста, перенесших жестокое обращение, проблемы лежат в области эмоциональной сферы. И единственный способ как-то изменить это – найти индивидуальный подход к ребенку, желательно в момент его увлечения чем-то, чтобы он мог раскрыться и показать свои эмоции. Арт-терапия – лепка, рисование, раскрашивание рисунков с помощью карандашей, красок, мелков применяется в нашем Центре в форме групповых занятий один раз в неделю и направлена на то, чтобы раскрепостить зажатого ребенка, окунуться в творчество и выйти из состояния эмоциональной нестабильности. Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию и педагогику, получается достичь многих целей в работе с детьми, перенесших жестокое обращение, а самое главное, выделить массу преимуществ этого метода. Самое главное из них - дети, у которых наблюдаются явные психологические проблемы после перенесенного жестокого обращения, могут найти иные способы выражения своих эмоций через творчество, тем самым, не замыкаясь в себе.

С ребятами младшего школьного возраста и подростками в нашем Центре хорошо зарекомендовали себя технологии работы с мандалой и релаксационные занятия.

Работа с мандалой – это одно из современных направлений в арт-терапии. На первых занятиях происходит знакомство с историей появления мандал, их форм. Подростку предлагается выбрать из набора наиболее понравившуюся мандалу и раскрасить ее. В дальнейшем ребята уже рисуют мандалы сами. При этом, педагог-психолог поясняет подростку, что мандала это наш внутренний мир, и сосредотачиваясь на рисунке мы вносим в наше состояние и настроение новые краски. На протяжении всего занятия звучит приятная музыка или звуки природы, что помогает подростку полностью отвлечься от окружающей ситуации и глубже погрузиться в свой внутренний мир. После того, как мандала закончена с подростком идет обсуждение (каким был процесс рисования, почему именно такой выбор цветов, что поменялось внутри тебя, изменилось ли твое настроение). Для подростка мандала – это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира, который пострадал от жестокого обращения. Таким образом, исчезает напряжение, ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира. Это указывает нам на большую ценность мандал как на активный терапевтический метод в коррекционной работе с детьми, пережившими жестокое обращение.

Релаксационные занятия – еще один способ преодоления внутреннего напряжения, основанный на расслаблении групп мышц или всего тела под руководством педагога-психолога. Обучая воспитанников методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться и привести нервную систему в нормальное состояние. Умение подростков управлять своими эмоциями и чувствами – это еще один шаг к формированию у них уверенности в себе, которую «подорвала» в них негативная семейная ситуация. Наша практика показывает, что подростки с удовольствием выполняют упражнения на релаксацию. Таким образом, использование в коррекционной работе с подростками, пережившими жестокое обращение, релаксационных техник, помогает решать задачи снятия внутреннего напряжения, тревожности и формирования уверенности в себе.

С декабря 2016 года, благодаря Фонду поддержи детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, педагог-психолог нашего Центра получил возможность использовать в своей работе и метафорические ассоциативные карты, применение которых позволяет подросткам на символическом уровне исследовать свои чувства (страх, обиду, злость, ненависть), прорабатывать глубинные личностные проблемы после опыта жесткого обращения, работать над личностным ресурсом для формирования позитивных представлений о своем будущем и образе «Я». Карты способны актуализировать познавательный интерес подростка, его воображение, фантазию, найти выход из сложных жизненных ситуаций. Многие подростки страдают от того, что в сложных ситуациях рядом с ними не оказалось значимого взрослого, который помог бы им справится с возникшими трудностями. С помощью карт мы проигрываем проблемную ситуацию, на которую он уже смотрит с другой стороны и через карты подросток находит для себя новые варианты, которые помогают ему справиться с переживанием этой проблемы или выступают в качестве личностного ресурса.

Срезовое сравнение психологических показателей детей на момент поступления в Центр и после проведения курса психологических занятий свидетельствует о коррекции эмоционального состояния и тенденции к снижению негативных последствий жестокого обращения к детям.

Таким образом, психологическая и социальная помощь, оказываемая в центрах социальной защиты, благотворно влияет на ребенка: снимается психологическое напряжение, страх, восстанавливается их социальный статус, по возможности улучшаются взаимоотношения между родителями и ребенком. Конечно, мы не можем полностью уберечь детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что и кто их окружает, можем помочь создать маленькую, добрую обстановку в семье.

ГлавнаяКонтактыУслугиНаписать директоруФотогалереяСоветы психологаВолонтерам
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *